«Фонтен де ла Пуйяд» и «Мартель» — два взгляда на коньяк

Интересное о вине…
Игорь Сердюк

Другой коньяк. Небольшое сравнение Больших Брэндов и Маленьких Марок.

За коньяком укрепился статус короля напитков. Не будем это оспаривать — сложность, изысканность и богатство его вкуса и его оформления оправдывают королевскую гордость коньячных домов. Но то ли в силу всемирного кризиса роялизма, то ли по причине банального перепроизводства в идеологии некоторых коньячных домов произошли странные и, может быть, необратимые изменения.

«Фонтен де ла Пуйяд» производит только один, но очень ценный коньяк.

Сегодня стан коньячных производителей разделен на два лагеря. Условно говоря, это Большие Брэнды, входящие в группу мировых лидеров по объемам продаж, и Маленькие Марки, которые смогли отстоять или вновь обрести свою самостоятельность в условиях глобализации. У первых — громадные запасы спиртов, финансовая мощь, амбиции и, как правило, поддержка международных групп. У последних — чувство собственного достоинства, ощущение независимости и репутация дома.

В состав коньяка, выпущенного большим домом, могут входить десятки разных спиртов, произведенных в разные годы. Коньяки мелких производителей составлены в основном из 3-5 спиртов.

На прошлой неделе Россию посетили два больших коньячных мастера — главный купажист дома Martell Патрик Рагно и владелец дома La Fontaine de La Pouyade Бернар Буайе-Дюбуске. Два непохожих стиля, две весовые категории.

«Мартель», недавно вошедший в состав группы Pernod Ricard, сейчас продвигает свой коньяк Cordon Bleu как воплощение фирменного стиля. Cordon Bleu имеет достаточный для статусного признания срок выдержки (в среднем чуть меньше ХО) и элегантный, почти женственный характер.

«Фонтен де ла Пуйяд», всю свою историю остававшийся в руках одной семьи (нынешний владелец — представитель 14-го поколения), производит только один, но очень ценный коньяк. Маленький объем выпуска, не менее чем восьмидесятилетний возраст спиртов, филигранная ручная работа купажиста. И если бы не мой разговор с двумя коньячными мастерами, который состоялся с интервалом в три дня, то я бы оставил вас с мыслью, что это совсем непохожие продукты.

Большая идея «Пуйяда» заключается в том, чтобы воплотить в напитке квинтэссенцию региона, «терруара» Коньяка. Пологие меловые склоны Гранд Шампани откликаются в этом коньяке минеральным послевкусием, а цветочный аромат винограда Фоль Бланш созвучен запаху местных магнолий.

«Я должен работать смиренно, — говорит О`Буайе-Дюбуске, — чтобы без искажений передать наследие моих предков и достояние моей земли». Эта мысль он повторяет несколько раз. Разговор с Патриком Рагно проходит более ритмично. Но если прислушаться к тому, что он говорит, настроение сразу меняется. «Мы пытаемся передать в коньяке нежный цветочный характер спиртов из зоны Бордери, использование которых считаем своей важной особенностью».

Хозяин «Пуйяда» соглашается, что среди «больших» коньяков есть замечательные и удивительные, но объем производства не позволяет им достичь абсолютной глубины и изящества. А купажист «Мартеля» после долгого перечисления преимуществ и достоинств своего коньяка признается, что ему больше всего нравятся те несколько бутылок, которые он составил для близких дому людей по особому случаю.

Лучшие производители коньяка после долгой истории познания своего напитка пришли к выводу что его величие — в смирении и добродетельном стремлении к совершенству. Можно утверждать, что коньяк наконец вышел из кризиса.
(подробнее о регионе Коньяк…)

Автор — главный редактор газеты «Винная карта» Игорь Сердюк для газеты Ведомости.

Если понравилось, поделитесь с друзьями:
Вина Франции