История виноделия в регионе Бордо начиная с 1899 года

Интересное о винах Франции…

БОРДО НА ВИРАЖАХ

В двух первых номерах “ВИНОмании” этого года мы презентовали нашу серию публикаций по книге “Столетие вина”, в которой впервые команда лучших винных авторов мира проанализировала историю виноделия (и винопития) в XX веке.

После красочного введения переходим к конкретными регионам: о развитии Бордо в прошлом столетии рассказывает мастер вина Майкл Бродбент (Broadbent). Это человек с 53-летним стажем работы на винном рынке. В 1960-х годах он первым всерьез взялся за развитие концепции винных аукционов, начав с досконального изучения гигантских коллекций в старинных особняках английских аристократов, ценности которых не осознавали даже их хозяева. Сегодня Бродбент возглавляет винное отделение аукционного дома Christie’s и считается одним из лучших специалистов по старым винтажам французских вин, отдавая явное предпочтение кларетам.

Прелюдия. Сложная ситуация в Бордо к началу XX века

Бордо все еще дразнит ценителей запутанностью традиционных, технологических, социальных и экономических переменных, заключивших тайный союз с капризным приморским климатом ради того, чтобы запечатлеть красоту в вине. Этот регион ассоциируется с преемственностью поколений, надежностью и высокими стандартами, но его история была нелегкой.

1000 лет торговли вином, включая 300 лет под покровительством британской короны… Великое наследие Бордо к концу XX века оказалось под угрозой из-за таких приземленных напастей, как мучнистая роса и тля-филлоксера. К тому моменту, как на виноградниках начались эпидемии, и торговля винами Бордо, и само производство, казалось, находились в “золотой поре”. Все было так хорошо, и вдруг… В общем, к началу XX века Бордо представлял собой унылую картину. Владельцы шато были деморализованы борьбой с филлоксерой, растянувшейся на несколько десятилетий. Пока их мысли были заняты восстановлением погибающих виноградников и добычей американских подвоев, которые оказались единственным спасением, они фактически попали в рабство к торговцам. Зазнавшиеся дельцы, скопом жившие в Шартронне (районе города Бордо), где они настроили огромные погреба, держали сбыт бордоских вин в ежовых рукавицах. Даже владельцы самых знаменитых шато зависели от них. Вот пример их диктата: вина 1899 года были приняты торговцами благосклонно и разошлись хорошо, но по неведомым причинам следующий винтаж, который по качеству был точно не хуже, они отказались брать в итоге заставив виноделов продавать его по бросовым ценам.

В целом эти коммерсанты, поддерживавшие галантные связи с импортерами, работали эффективно, но виноделам с этого было мало проку.

В годы первой мировой войны многих мужчин забрали на фронт, и в Бордо катастрофически не хватало рабочих рук. Не радовала и погода: 1915 год был настолько плох, что даже Chateau Latour и Chateau d’Yquem не смогли предложить торговцам свои вина.

Но, как и всегда, в периоды спада находились прозорливые коммерсанты, которые от этого только выигрывали. В этот период такие “чужаки” как Кордье (Cordier) и Жинестэ (Ginestet) стали важными персонами и сколотили капиталы, чтобы после войны инвестировать их в лучшую недвижимость.

Быстрые взлеты и падения. Появление в Бордо семьи Ротшильдов

Винтажи 1918 и 1919 годов оказались приличного качества. А 1920-е дали беспрецедентное количество великих вин. “Торговые принцы Бордо” и даже некоторые владельцы шато начали процветать. Но ненадолго…

Только что “оперившийся” рынок США был разрушен “сухим законом”.

Событием, потрясшим самодовольных бордосцев, стал выход на сцену Филиппа де Ротшильда (Rothschild). Его талант, воображение и настойчивость сделали его самой влиятельной фигурой в Бордо в XX веке.

Chateau Mouton, купленное семейством Ротшильдов в 1853 году, в момент классификации 1855 года находилось в захудалом состоянии и смогло получить только второй класс (хотя и делало славные вина). Позднее представители знаменитой династии фактически игнорировали его, пока им не стал управлять 20-летний Филипп.

В 1924 году он поразил торговцев и соседей авангардистской этикеткой, разработанной его другом-дизайнером Жаком Карлю (Carlu). Филипп также заявил, что впредь будет бутилировать свои вина прямо в шато. В 1927 году, давшем слабенький урожай, Филипп вместо Grand Vin сделал Carruades de Mouton, посеяв идею о производстве “вторых вин”, а также о том, что вина нуждаются в продвижении на рынке. После Второй мировой войны Филипп ежегодно стал заказывать этикетку знаменитым современным художникам. Это было настоящим откровением для Бордо… Сегодня эти этикетки представляют собой огромную ценность для коллекционеров.

вина Margaux и Sauternes

Депрессия 30-х годов

Винтажи 1930, 1931 и 1932 были неудачными (и кстати совпали с Великой депрессией). В 1934 году барон Филипп отобрал лучшие бочки с этими винтажами и продал вино как Mouton Cadet — оно стало самым известным “брендированным” вином в истории Бордо.

1930-е были ужасным временем. Погреба торговцев были забиты непроданными винами лучших винтажей 1920-х. Винтаж 1934 года был хорошим, но у виноделов не было денег на то, чтобы переработать урожай “по правилам”. Владельцы шато были в отчаянии и в это время ряд поместий были проданы за смехотворные суммы. Самой громкой историей стала покупка Chateau Haut-Brion американским банкиром Кларенсом Диллоном (Dillon) в 1935 году.

В 1937-м наметилось оживление, но вновь началась война. И снова не было рабочих рук и денег на оборудование и удобрения. Хуже всего дела обстояли с бутылками, которых катастрофически не хватало: часто вина разливались в светло-зеленые и светло-голубые бутылки.

В годы войны шато Бордо были реквизированы для нужд оккупационных войск, но массового мародерства не наблюдалось. Но, конечно, были и проблемы, и трагедии. Жена барона Ротшильда погибла в концентрационном лагере, и он никогда не смог простить немцам, отказавшим ему в свидании с ней.

Победы. Приход первой когорты легендарных виноделов

Послевоенный период дал сразу три великих винтажа: 1945 (супер-концентрированный), 1947 (роскошный) и 1949 (утонченный и элегантный). Но произошло это не только из-за погоды, но и потому, что вернувшиеся с войны виноделы нашли дома старые ослабленные лозы и ржавое оборудование, так что были вынуждены “погрязнуть в традиционных, крестьянских методах”. Огромный труд, приложенный к этим винам, дал свои плоды.

В 1949 году Жан Риберо-Гайон (Ribereau-Gayon) — первый серьезный исследователь проблем виноделия — стал директором Института энологии в Университете Бордо. К нему присоединился Эмиль Пейно (Peynaud), который первым сумел применить научные изыскания на практике. Его дегустаторский талант, огромный практический опыт и здравый смысл сделали его бесценным советником для многих шато — даже самых великих. Он рассказывал мне, что главное в его работе — лечить вино и исправлять ошибки виноделов, но он также учил, как смягчать танины, чтобы подчеркнуть фруктовость и сделать вино мягче.

На бордоской сцене появился еще один важный персонаж — Жан-Пьер Муэкс (Moueix). Он обзавелся собственностью в Сент-Эмильоне и Помероле, имел долю в Chateau Petrus. Он был моряком. Часто находясь в плаваньях, он внес личный вклад в популяризацию вин Правого берега Жиронды, которые до этого покупали только бельгийцы. Игнорируя знаменитых негоциантов Бордо, он сумел поднять статус и цену своей собственности, особенно Petrus.

Три величайших бордо XX века

  • Chateau d’Yquem 1921 (мощь, концентрация);
  • Chateau Mouton-Rothschild 1945 (“Черчилль среди вин” — пряное, концентрированное, все еще обладает потенциалом выдержки);
  • Chateau Cheval-Blanc 1947 (плод знойного винтажа — таким сладким и концентрированным может быть только портвейн).

вина Бордо

1950-е
Время, когда Cheval-Blanc можно было купить за 8 шиллингов

1950, 1953, 1955 и 1959 — прекрасные годы для Сотерна. Кстати говоря, Chateau d’Yquem в те годы стоило вдвое дороже лучших из остальных сотернов и дороже 1-er Cru Медока.

Удачные годы для красных: 1952, 1953, 1955 и 1959. По отношению к последнему впервые журналистами был придуман слоган: “Винтаж столетия”… (они немножко опоздали).

В то время у американцев начал возобновляться интерес к вину. Здесь стоит с почтением вспомнить об Алексисе Лишине (Lichine) — удивительно талантливом и обаятельном человеке. Его родители русские, сам он родился в Париже. После отмены “сухого закона” он работал в Америке, а после войны занялся импортом вин Бордо. В 1952 году была опубликована его книга “Вина Франции”, написанная настолько откровенно, что у него появилось несколько врагов среди владельцев шато.

С 1952 года я был непосредственно связан с розничной торговлей вином и каждый прайс-лист читал, как захватывающий роман. Вина Бордо по ценам в то время занимали третье место после бургундских и немецких (из Рейнгау и Мозеля). В начале 1950-х у торговцев еще были запасы предвоенных винтажей, даже вин 1929-года.

В Harveys of Bristol бутылку Lafite 1949 можно было купить за 24 шиллинга*, а Cos d’Estournel 1949 — за 18 шиллингов и 6 пенсов. Premier Cru 1952 года начинались с 24 шиллингов. Я помню, как советовал моему приятелю купить, сколько он сможет, Mouton 1945 по Ј1 за бутылку для каждодневного употребления и Cheval-Blanc 1948 по 8 шиллингов.

Очень хорошие вина 1952 и 1953 годов продавались совсем дешево, поскольку жизнь в Европе в то время была простая и суровая. Это был единственный период, когда средний класс в Англии теоретически мог покупать лучшие вина Бордо.

1 фунт = 20 шиллингов / 1 шиллинг = 12 пенсов. В 1950-х ежегодный доход, например, семейного доктора составлял около 2000 фунтов.

1960-е
Первые винные аукционы Christie’s

Уровень жизни начал расти, что привело к инфляции в середине декады. В 1960-х были разрушены устоявшиеся торговые схемы, связывавшие импортеров, оптовиков, розничных торговце; снизилось значение негоциантов Бордо. Я работал директором Harveys of Bristol, которая начала агрессивно работать “по вертикале”: начала покупать шато (в частности поддержала покупку Chateau Latour группой Pearson), стала производителем, и одновременно импортером, экспортером, дистрибьютором, оптовым и розничным торговцем.

В Британии вина начали продаваться в супермаркетах. В 1966 возобновили работу винные аукционы. Винное отделение Christie’s заработало свою репутацию в мае 1967 года. Я представил к торгам список более 24 тысяч коробок кларета 1950-1960-х годов и почти все было продано.

Продажа “засветила” огромное количество Lafite дофиллоксерного периода из погреба лорда Роузбери (Rosebery). Владельцы старых подвалов с удовольствием выставляли раритеты на продажу, благодаря представившейся возможности стать “публичными” персонами. В конце декады я пересек Атлантику, чтобы провести первый эпохальный аукцион Heublein’s, на котором также доминировали вина Бордо.

Винтажи: 1963, 1965, 1968 — отвратительные, 1961 — великий.

1970-е
Вина Бордо – самое лучшее вложение капитала

Сумасшедшее время! Расширение рынка и “перегрев” спроса в конце 1960-х привели к стремительной инфляции. Вина Бордо стали одним из популярных способов вложения капитала. Начал активно развиваться вторичный спекулятивный рынок.

Винтаж 1970 года (очень высокого качества), к сожалению стал “идеальным объектом для инвестиций”. 1971-й, который был меньше по объему, поднял цены еще выше. 1972-й год был среднего качества, но цены снова выросли! Трудно сказать, случилось ли это из-за амбиций виноделов или жадности торговцев…

Но в 1973-1976 годах Бордо пережило спад, сравнимый с Великой депрессией 1930-х годов (общий экономический спад был связан с ростом цен на нефть). В течение двух лет в Бордо вообще не было движения денежных средств. Шартронцы стали брокерами. Рынок иссяк.

В 1973 году наметилась неприятная тенденция, сохранившаяся и в 1980-х: если виноделы чувствовали, что вино нельзя будет продать по высоким ценам, они не очень-то и старались сделать хорошее вино, какими бы прекрасными ни были погодные условия.

В 1974 году в Бордо разразился скандал. Одно из самых уважаемых семейств торговцев — Крюз было подвергнуто судебному разбирательству за мошенничество. Подлог был жалким и непростительным: в недрах дома Крюзов кто-то подменил разрешения на ординарное красное вино разрешениями на белое. Дело получило большую огласку и хотя оно касалось только самых дешевых вин, оно нанесло ущерб репутации всего Бордо. Герман Крюз был осужден условно, но позор был так велик, что он покончил с собой, бросившись с моста в Гаронну.

Единственным приятным событием стало повышение до первого класса Chateau Mouton-Rothschild в 1973 году.

1980-е: расцвет Бордо

Такое же богатое на хорошие винтажи десятилетие, как 1920-е. Однако в это время не появилось ни причудливых красных суперзвезд (таких, как дали 1945 и 1961 годы), ни сотернов на уровне 1921 и 1937 годов.

Винодельческие технологии быстро улучшались (во многом благодаря Пейно и его последователям), при этом погодные условия были благоприятными. Концепция “вторых вин” стала почти общепринятой. Большинство “вторых вин” обладали прекрасным соотношением цена/качество. Владельцы шато стали иметь большой вес, в отличие от негоциантов, чья роль свелась к формированию заказов. Хорошо шли дела у торговцев, имевших хорошие связи с импортерами в США.

Началось восхождение новой звезды: Chateau Le Pin.

Расцвет винной критики и журналистики. Во многих газетах появились винные колонки. Самым знаменитым из журналистов был Эдмунд Пеннинг-Роуселл (Penning-Rowsell) из Financial Times. Затем наступила пора подписных бюллетеней и гегемонии американца Роберта Паркера. Обладая чудовищной самоуверенностью, он разработал лицемерный описательный справочник и пресловутую 100-бальную систему оценивания вина, которая с самого начала вызвала массу критики, но также дала ему мнимое всемогущество. Его ежегодную оценку винтажей все ожидают, затаив дыхание. Положительная сторона этого явления — то, что из-за боязни получить низкую оценку виноделы не забывают о качестве. Посредники, импортеры, розничные торговцы потеряли уверенность в своей правоте и ждут только оценок Паркера, это ослабляет торговлю.

Другой феномен нового винного мира — Марвин Шэнкен (Shanken), издатель американского журнала Wine Spectator. Это еще одно супер-влиятельное дитя 1980-х. Как и Паркер, Wine Spectator использует 100-балльную шкалу для оценки вина…

Я подозреваю, что при оценивании вин Бордо некоторые американские дегустаторы держат в подсознании калифорнийские Cabernet Sauvignon и поэтому предпочитают вина Помероля более аскетичным винам Медока.

Среди экспертов один стоит особняком. Это Мишель Беттан (Bettane). Он работает “в стиле Паркера” в том смысле, что свое мнение высказывает очень откровенно, и виноделы его боятся. Разница между Паркером и Беттаном состоит в том, что Беттан живет во Франции и обладает просто энциклопедическими знаниями предмета…

1990-е: во многом – великие для Сотерна

1990 год был очень удачным для красных и белых сухих вин, и великим — для Сотерна. В апреле 1991 года были заморозки, но лето оказалось прекрасным. Ближе к концу августа я говорил по телефону с Эриком Ротшильдом, и он сообщил мне, что если чудесная погода продержится еще немножко, то винтаж будет такого же качества, как в 1945 и 1961 годах. Увы, едва он положил трубку, пошел дождь…

С 1995 года кампании en primeur стали гораздо более бойкими, чем раньше. Но когда я дегустировал вина 1995 года, меня не покидало тревожное чувство, что во всех винах есть нечто общее: легкий характер, нацеленный на то, чтобы покорить публику, не очень-то представляющую себе, что значит хорошее бордо. Региональные различия становятся все более размытыми. Я спрашиваю себя: продолжится ли это и дальше? Надеюсь, что нет. Надеюсь, что терруар возьмет верх. Надеюсь, что потребителям наскучат одинаковые вина, а винные писатели начнут ценить в вине характер, а не фруктовость. Надеюсь, что винам Помероля позволят обрести их истинное “мясистое” лицо, а Медок вернет себе стиль, который может быть мужественным или женственным в разных винах, но в любом случае приобретается с годами выдержки.

Сухие белые вина Бордо серьезно улучшились в качестве, однако из здесь есть опасные тенденции, связанные с увеличением доли совиньона блан в купажах и выдержкой в дубе. На мой взгляд, совиньон и дуб не очень хорошо смотрятся вместе, а вот традиционная доля семийона пошла бы белым бордо на пользу.

Что касается Сотерна, то там наблюдается слишком большой разрыв в качестве между лучшими винами (Yquem, Climens и Rieussec) и большинством остальных. Впрочем, сотернцев можно понять: погода и неожиданная неблагосклонность покупателей сильно усложнили им жизнь в 1990-х.

Несмотря на все превратности судьбы, вина Бордо остаются неподражаемыми, хотя многие стремятся им подражать. За мои полвека в винном бизнесе я перепробовал огромное количество вин со всего света, но я всегда возвращаюсь домой, в Бордо. Нет ничего, что могло бы заменить красное бордо за обеденным столом. У этого вина совершенный вкус и оно действует на все чувства, а если речь идет о самых утонченных винах — то и на интеллект… Сухие белые вина Бордо стали привлекательной категорией. За столом им нет равных, хотя их пока еще слишком часто совмещают с неадекватной едой… И нужно ли мне напоминать, что сотерны не принадлежат к десертным винам? С паштетом — да, с большинством сыров — да, ну может быть — со зрелым нектарином. Но не с крем-брюле! Какой смысл обеднять редкостный и бесценный нектар из-за десерта, который превращает его из сладкого в сухой.

Новый век принесет много перемен. Но я с оптимизмом смотрю в будущее Бордо.

История виноделия Бордо в датах

1900

  • Классический винтаж для Сотерна дал богатые, крепкие вина.

1907

  • В Сотерне в Chвteau La Tour Blanche создана школа виноградарства и энологии.

1920

  • Хороший винтаж для красных вин. Latour и Margaux были роскошными.

1921

  • Сложный год для красных вин (слишком жаркий). Звездой винтажа стало Chateau Cheval-Blanc. Прекрасный винтаж в Сотерне. Chateau d’Yquem достигло такой концентрации, что стало лучшим сотерном XX века.

1924

  • Первый винтаж Филиппа де Ротшильда; этикетка разработана Жаком Карлю. Довольно хороший винтаж.

1926

  • Весьма хороший винтаж. Chateau Lafite 1926 достигло максимально цены.

1927

  • Филипп де Ротшильд представил Carruades de Mouton — оригинальное решение для вин слабого винтажа.

1928

  • Очень хороший винтаж, давший настолько полнотелые и сильные вина, что, например, Chateau Latour 1928 потребовалось полвека для того, чтобы усмирить танины: сейчас оно пьется великолепно.

1929

  • Винтаж удивительного обаяния. Топовые вина — Chateau Cheval-Blanc и Chateau Leoville-Poyferre. В Сотерне великие вина сделали Yquem и Climens.

1935

  • Американский банкир Кларенс Диллон купил Haut-Brion.

1937

  • Сложный винтаж для красных, но отличный для Сотерна.

1945

  • Было произведено мало вина, но это один из лучших винтажей века.

1947

  • Великолепный винтаж. Звезды года — Cheval-Blanc, Climens и Yquem.

1949

  • Самый элегантный из винтажей 1940-х годов. В Университете Бордо начал работать Эмиль Пейно.

1950

  • Образовано “светское сообщество” виноделов La Commanderie de Bordeaux.

1952

  • Алексис Лишин купил пустовавшее Chateau Prieur.

1953

1959

  • Chateau Mouton-Rothschild 1953 и Chateau Latour 1953 — настоящие роскошества !!! Массивные, отлично “скроенные” клареты и сотерны.

1961

  • Великий, долговечный винтаж; Palmer 1961 все еще великолепно.

1964

  • Винтаж подпорчен дождями в северном Медоке, Пойяке и Сент-Эстефе, но в Граве и Сент-Эмильоне вина великолепные.

1966

  • Винтаж — “бегун на длинные дистанции” в Граве, Сент-Эмильоне и Помероле. Мне нравятся вина 1966 за устойчивость, щегольство и стиль. Самое любимое — Cheval-Blanc.

1967

  • Отличный год в Сотерне. Любимый винтаж Александра де Люр-Салюса (de Lur Saluces). Учтите только, что сейчас Yquem 1967, хотя и находится “в самом соку”, еще не достигло своего истинного величия.

1970

  • Вначале казался отличным винтажом, но к настоящему моменту качество вин очень непостоянно. Лучшие в винтаже: Latour, Cheval-Blanc, Pйtrus и Ducru-Beaucaillou.

1971

  • Несколько отличных вин были сделаны в Помероле; отличный год для Сотерна.

1973

  • Повышение классификации Chateau Mouton-Rothschild.

1974

  • Судебное разбирательство с семейством Крюз.

1975

  • Хорошие сотерны, слишком танинные красные.

1976

  • И красные, и белые — обворожительные.

1979

  • Богатые, танинные вина, но к настоящему времени они “усыхают”.

1982

  • Исключительный винтаж для красных вин. Некоторые из них, правда, больше напоминают калифорнийские Cabernet, чем классические бордо.

1983

  • Успешный год.

1985

  • Успешный год.

1986

  • Хороший год для Медока и Сотерна.

1988

  • Великий винтаж в Сотерне.

1989

  • Великий винтаж и для красных, и для сладких, и для сухих белых вин. Laville Haut-Brion 1989 — одно из лучших сухих белых бордо всех времен.

1990

  • Снова великий винтаж в Сотерне.

1992

  • Худший винтаж десятилетия, испорченный ливнями во время сбора урожая.

1994

  • Недооцененный винтаж для красных вин; бедственный год для Сотерна.

1995

  • Прекрасный год, обнаруживший опасную тенденцию к “унификации” вин.

1996

  • Удачный винтаж для вин, основанных на каберне совиньоне.

Источник: журнал “ВИНОмания”, №3, www.vinomania.ru

Если понравилось, поделитесь с друзьями:
Вина Франции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.